Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки(здоровьесберегающий аспект)

Титаренко И.Н., учитель первой категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6» г. Курска.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6» г. Курска разработаны программы предпрофильной подготовки и профильного обучения , ориентированные на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда; созданы инновационные проекты по организации работы профильных классов; работают проблемные группы учителей для корректировки программного материала, методических пособий; действует координационный совет по решению данного вопроса.

В течение пяти лет в этом образовательном учреждении проводится научно-практическая конференция учащихся «Мы дети 21 века», на которой успешно проходит презентация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Каждый учащийся имеет портфолио, позволяющий ему выбрать определенный профиль в обучении.

В помощь учителям и учащимся обнародован в компьютерном варианте банк данных по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только
к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профес-
сиональному и социальному самоопределению.

Особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся
к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения
в основной школе, обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования. Для этого в учебный план школы вводятся элективные курсы, предметы по выбору, факультативные занятия, что влечет за собой дополнительную нагрузку для старшеклассников.

А сможет ли ученик старшей школы успешно усваивать новые дисциплины, при этом, иногда посещая курсы по выбору в других учебных заведениях, не в ущерб образовательным стандартам? Позволит ли нынешний уровень здоровья старшеклассников удовлетворить их потребностям в самоопределении?

По данным статистики, сегодня лишь 4 -10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми. По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают, что для ребенка самое главное – это хорошо учится.

Возникает вопрос, как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью?

Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное – выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом.

Помимо этого, развитию двигательной активности ребенка самое серьезное внимание должна уделять школа.

Ошибочно полагать, что для этого будет достаточно уроков физкультуры, т.к. они восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %.

Поэтому, наша школа разработала и внедрила программу «Здоровье», под которой понимается система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников
- взрослых и детей с 1 по 11 классы.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ
«Об образовании» (24.06.99 г.), областным законом «Об образовании
Курской области», гигиеническими требованиями к условиям обучения
школьников, Федеральным законом РФ «О санитарном благополучии
населения».

Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

Задачи: 1. Совершенствование нормативно-правовых условий развития и
сохранения здоровья учащихся.

2. Создание комплекса управленческих условий, включающих:
* организационно-содержательные;

* информационно-аналитические;
* мотивационно-целевые;
* планово-прогностические;

*организационно-исполнительские,

* контрольно-диагностические;
* регулятивно-коррекционные.

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению развития и здоровья учащихся.

Основу по совершенствованию нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся составляет оптимизированное расписание уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые реализуют частичную релаксацию учащихся.

Медицинские работники школы и учителя физической культуры ведут мониторинг состояния здоровья школьников по результатам медосмотра и тестирования уровня физического развития.

Психологическая служба разрабатывает мониторинговые карты на каждого учащегося 8-11 классов, изучает процесс адаптации, проводит индивидуальные и групповые занятия с классными руководителями, учащимися и их родителями.

В соответствии с анализом полученных данных предлагаются рекомендации индивидуального характера по укреплению и развитию физического здоровья учащихся с 1 по 11 класс; по проведению оздоровительных мероприятий, проводятся общешкольные родительские собрания, педагогические консилиумы по тематике.

Одной из задач учителя физической культуры, преподающего в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения, является воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Поэтому основу уроков и дополнительных занятий по физической культуре в данной возрастной группе составляет физкультурно-оздоровительная деятельность.

Учитель обучает школьников элементарным упражнениям, способствующим профилактике нарушений сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также профилактике простудных заболеваний.

  • Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы используются следующие упражнения. Выполняются ритмичные дыхания: на 6 счетов вдох – на 3 счета задержка дыхания – на 6 счетов выдох – на 3 счета задержка дыхания. Это упражнение выполняется в зависимости от подготовленности школьников от 1 до 5 мин.

Второе упражнение – «Березка» – стойка на лопатках, которую статически держат 0,5-3 мин.

Третье упражнение выполняется из основной стойки. Сделать максимальный вдох и, наклоняясь вперед,- выдох, после чего задержать дыхание максимально возможное время. Выполнять 2-5 раз за одно занятие.

  • Для профилактики нарушений в системе дыхания используют максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки между ними. Темп при этом замедленный, мышцы живота активно участвуют в дыхательных движениях: на вдохах живот максимально выдвигается вперед («надувается»), а на выдохах максимально втягивается.
    Второе упражнение состоит в медленном вдохе
    и быстром выдохе через нос. Выполнять такие циклы 7-12 раз. Вдох делается примерно на 3 счета, а выдох – на 1 счет.

Третье упражнение – «отжимание» от гимнастической скамейки (или любого аналогичного снаряда), сделав предварительно максимальный вдох и задержав дыхание на время выполнения
упражнения.

  • Для профилактики простудных заболеваний необходимо прежде всего вести здоровый образ жизни, соблюдая гигиенические требования: высыпаться, иметь регулярное питание, выполнять умеренную физическую работу и осуществлять закаливающие процедуры
    (контрастный душ, обтирания, купания в летнее
    время). Дополнительно нужно научить детей выполнять следующие упражнения.
    Первое: выполнение максимально глубоких и максимально быстрых
    вдохов и выдохов в течение примерно 10-40 с.’

Второе: выполнять упражнение Мост» сидя на пятках. Опора при этом осуществляется затылком и передней «поверхностью голеней, руки за головой. Выполнять указанную позу от 15 до
40 с 2-3 раза за занятие.

Третье упражнение: из положения лежа на спине поднять прямые ноги вверх, затем согнуть туловище и опустить ноги за голову,
касаясь пальцами пола (выполнять на мягкой поверхности – коврике,
гимнастическом мате), руки свободно опустить на пол. Выполнять 1 – 2 мин.
Комплексы этих упражнений могут быть вывешены на информационном стенде в красочном исполнении с целью большей агитации здорового образа жизни для учащихся предпрофильных и профильных классах. Ведь не секрет, что пропуски занятий по причине данных заболеваний бьют все рекорды.

К навыкам снятия психического напряжения относится следующее упражнение: при внезапном эмоциональном «всплеске» необходимо выполнить задержку дыхания на вдохе, для чего вдохнуть максимальное количество воздуха и задержать дыхание возможно длительное время. При этом постараться не напрягать мышцы. После задержки дыхания выполнить резкий выдох через рот.

Учителям – предметникам в 8-11 классах полезно организовывать учебные занятия с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке) .

Большое влияние на создание условий для формирования здорового образа жизни старшеклассника оказывает классный руководитель, одним из направлений деятельности которого в предпрофильных и профильных классах, должна стать информационно-просветительская работа с учащимися и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Хотелось бы порекомендовать, больше времени уделять профилактике вредных привычек у старшеклассников: алкоголизма, курения, наркомании, а также беды нового времени – игромании.

Активное участие старшеклассников в общешкольных оздоровительных мероприятиях: месячниках и днях здоровья, соревнованиях по различным видам спорта; посещение секций поможет укрепить здоровье, повысить интерес к систематическим занятиям физкультурой.

На тематических классных часах можно знакомить учащихся 8-11 классов с комплексами оздоровительных минуток, упражнений для глаз, для снижения массы тела, формирования стройной фигуры, для профилактики и исправления нарушений осанки и т.д.

Примерный комплекс гимнастики для глаз может выглядеть так:

1. И. п. - сидя. 1-4-крепко зажмурить глаза. 5-8 -
открыть глаза.

2. И. п. - сидя. Быстро моргать до 20-30 с; закрыть глаза
и расслабиться до 20-30 с.

3. И. п. - стоя, смотреть прямо перед собой: согнуть пра-
вую руку и поставить палец по средней линии лица на рассто-
янии 25-30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца.

4. И. п. - стоя, вытянуть руку вперед, смотреть на конец
пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии
лица. Медленно приближать палец к носу, не сводя с пальца
глаз до тех пор, пока он не начнет двоиться.

5. И. п. - сидя с закрытыми глазами, тремя пальцами
каждой руки на счет /-3 легко нажать на верхние веки.

Кроме этого, целесообразно дать представление учащимся о нетрадиционных способах оздоравливания организма: китайской гимнастике «Цигун», дыхательной гимнастикой йогов – «Пранаяма», парадоксальной методике дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и т.д.

В мае должен проходить коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья учащихся предпрофильных и профильных классов, корректировка плана оздоровительной работы школы и процесса его реализации на следующий учебный год.

Предложенные рекомендации по внедрению здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса позволяют систематизировать учебно-методические материалы для применения их педагогами, классными руководителями, школьными психологами в работе с учащимися 8-11 классов.

Ваш отзыв