Занятие 29 (02.02.21)

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия: “Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте”.

Источник:

https://skitalets.ru/information/books/opasnosti-v-turizme-mnimye-i-deystvitelnye-2410_4763/

Проблема обеспечения безопасности путешествий – одна из самых важных  и в то же время сложных проблем туристского движения.

Книга мастера спорта Ю.А. Штюрмера “Опасности в туризме, мнимые и действительные” –  о причинах несчастных случаев в туристских путешествиях.
Что такое травмы вообще и какой ущерб терпит от них человечество, легко себе представить, если вспомнить, что травматизм в результате несчастных случаев во всех частях планеты – сейчас одна из главных причин смерти людей. Вносит свою печальную лепту в травматизм и туризм. Во Франции и Японии, например, на горных маршрутах гибнет более чем по 100 человек в год, в Альпах ежегодно хоронят 300-400 альпинистов и горных туристов.
Маршрут как источник опасности

От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем
получить и зло, а также средство избежать зла.
Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях,
но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность
утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство – обучение плаванию.
Демокрит

Опасные участки и препятствия на маршрутах служат главными источниками травматизма. Принято также считать, что отрицательная роль этих участков и препятствий проявляется при ухудшении погодно-климатических условий и что основная масса несчастных случаев происходит в обстановке плохой видимости, в вечернее или ночное время, в тумане, при дожде, ветре, пурге.
Маршрут включает и часто предопределяет способ, вид и особенности передвижения туриста,  диктует особенности организации походной жизни, виды лагерных работ, режим ходового дня, соотношения несложных и опасных участков пути.
Из распределения несчастных случаев по сезонам можно установить, что явно выраженный “пик” травматизма приходится на июнь – сентябрь (около 70% повреждений) . Частота несчастных случаев на маршрутах связана также с определенными дням и временем суток.
Наиболее чреваты опасностями суббота и воскресенье. На эти дни приходится более 4/7 случаев тяжелого травмирования, что в основном объясняется высокой долей травм в походах выходного дня и однодневных экскурсиях.

Зависимость между погодно-климатическими факторами и травматизмом обычно не вызывает сомнений. Действительно, из собственного жизненного опыта каждый представляет, что мороз, сильный ветер, грозовые разряды, снегопад, дождь, туман усложняют путешествие и могут привести к травме или заболеванию.
Практические руководства по туризму обычно отводят достаточно места перечислению опасностей гор или воды: камнепадам, лавинам, селям, обвалам льда, трещинам на ледниках, порогам, речным завалам, навальному течению – и возможным печальным последствиям при неумелом преодолении их: срывам, падениям, переворотам, замерзанию, утоплению. Однако в больших перечнях потенциальных опасностей трудно выделить главные, дающие основную часть туристского травматизма. Ниже приводится распределение несчастных случаев в зависимости от основных причин тяжелых травм на активных маршрутах (с учетом организованных и неорганизованных туристов):
Утопление (на активных маршрутах всех видов) 40%
в том числе при переправах 19%, при купании 9%

Травмы на элементах горного рельефа (в условиях горных, пеших и лыжных походов) 19%
в том числе в лавинах 6%
Переохлаждение (в условиях пеших и лыжных походов) 13%
Автомобильные катастрофы (на активных маршрутах всех видов) 12%
Прочее 16%
Итого: 100%

Виновато ли снаряжение?

Когда обувь тесна, весь мир кажется тесен.
Турецкая пословица

Рассмотрим причинную роль в несчастных случаях снаряжения – второго компонента формулы “маршрут – снаряжение – путешественник – общество”. Под снаряжением будем понимать все техническое и материальное обеспечение путешественника: средства передвижения, предметы походного быта, одежду, обувь, средства страховки, продукты питания, медицинскую аптечку и т.п.
Не менее важно, хотя и не чревато обычно столь тяжелыми последствиями, качество снаряжения для безопасности передвижения и преодоления препятствий на водных, горных, лыжных и спелеологических маршрутах.

Поскольку 2/3 времени путешествия приходится на привалы, ночлеги и бивачные работы, для предупреждения травматизма отнюдь не безразлично соответствие своему назначению предметов походного быта: палаток, спальных мешков, костровых принадлежностей, обогревательных устройств. В некоторых условиях – при сильных морозах, затяжных дождях, при отсутствии естественного топлива на маршруте – бивак может представлять собой наиболее трудоемкую, напряженную и даже небезопасную часть походной жизни. Во всяком случае настораживает, что четверть известных случаев тяжелого травматизма и заболеваний в зимних походах приурочена к привалам. Причины большинства из них – неправильное поведение людей, но в какой-то степени они объясняются и легкой промокаемостью стандартных палаток, недостаточными теплоизоляционными качествами спальных мешков, неудобством и небезопасностью имеющейся в продаже туристской посуды, отсутствием в производстве походных печек и т.п.
Экипировка участника группы, его одежда и обувь определяют возможность личной защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Малое количество шерстяных или других теплых вещей, отсутствие ветро- и влагозащитной одежды могут поставить человека, особенно в зимнее время и в высокогорье, в угрожаемое положение. Даже такие мелочи, как короткие рукавицы, неудачный фасон капюшона, сломанная застежка “молния”, легко приводят к местным обморожениям. Летом плохая конструкция одежды, лишая возможности регулировать ее теплоизоляционные качества, ведет к перегреву организма. Особенно часто у путешественников из-за несоответствующей по размеру, фасону и другим данным обуви травмируются ноги: образуются намины, мозоли и водяные пузыри, “сбиваются” и “прихватываются” морозом пальцы. О распространении последнего свидетельствует тот факт, что до 9/10 всех обморожений обычно приходится на нижние конечности. Из-за неудовлетворительного сцепления подошвы обуви с почвой, скальными поверхностями, льдом случаются растяжения и разрывы связок, срывы и падения, грозящие на сложном рельефе тяжелыми травмами.
Не исключена опасная ситуация из-за некачественного, малокалорийного или не соответствующего климатическим условиям маршрута набора продуктов питания. Причиной недоедания и истощения может быть порча продуктов из-за слабой фабричной упаковки, отсутствия первоначальной консервирующей обработки, слишком коротких сроков хранения. Это же иногда приводит к желудочным заболеваниям и пищевым отравлениям.
Важно также тщательно проверить наличие резервных предметов материального обеспечения: ремонтного набора, запасных деталей для лыжного крепления, материала для починки оболочки и каркаса байдарки, запчастей для мотоцикла, запасных защитных очков и рукавиц, электробатареек и лампочек к карманному фонарю, аварийного резерва продуктов питания, спичек. Нельзя забывать, что отсутствие под рукой запасного снаряжения может поставить группу в угрожаемое положение. Так, если при поломке греби на плоту не окажется запасной, то авария на сложном участке реки может произойти в первые же секунды после происшествия.

Личная подверженность опасности

Несчастье ходит не по горам, а среди людей.
Словацкая пословица

Как было показано выше, туристский травматизм, вызываемый вещественными факторами – маршрутом и снаряжением, относительно невелик. Остановимся на так называемых личных факторах. Различные физические недостатки, хронические болезни, функциональные нарушения нервной системы, ко вторым – неопытность, слабая физическая и техническая подготовка, утомление.
Противопоказаниями для путешествий служат заболевания органов движения и поддерживающего аппарата позвоночника, затрудняющих ходьбу, привычные вывихи в больших суставах рук и ног, травмы больных суставов рук и ног, полученные незадолго до похода, контузии и сотрясения мозга в прошлом с периодическими головными болями.
Нельзя участвовать в многодневном путешествии с активными способами передвижения лицам, перенесшим в течение предшествующего месяца затяжной грипп, злокачественную ангину, тиф, скарлатину. Препятствием даже для однодневных походов могут служить психические заболевания, неврастения, эпилепсия.

Утомлению, значительно повышающему подверженность опасности несчастного случая, предшествует ощущение усталости. Руководитель группы не должен пренебрегать этим естественным сигналом, а обязан принять предупредительные меры для уменьшения утомления: остановить группу на внеплановый отдых, организовать прием легкоусваиваемой и витаминизированной пищи (например, глюкозы с витамином С).
Если позволяют условия безопасности, целесообразно изменить темп или линию движения, отвлечь людей пением, интересным разговором, т.е. постараться уменьшить монотонность пути. Поэтому профессиональная пригодность инструктора на плановом маршруте должна определяться также умением снимать усталость с туристов-новичков, умением правильно занять их по возможности активными действиями на малом привале, не превращая его в пассивный расслабляющий отдых, после которого требуется время на мобилизацию сил.

Паническое состояние

Самое важное свойство для физического здоровья
представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти.
У. Годвин

Что такое паническое состояние? Смятение, страх, растерянность, потеря контроля над своими поступками и мыслями.

Для снижения травматизма в связи с возникновением панического состояния воспитание высоких волевых качеств у всех участников путешествий. Турист должен не только знать, как и почему нужно действовать в той или иной походной обстановке, но и обладать упорством, самообладанием, решительностью, целеустремленностью, стойкостью.
Условия проведения путешествий требуют многократного, а часто и продолжительного проявления таких качеств.

Воспитание у туристов самодисциплины и чувства ответственности надо начинать с самого несложного похода. С первых шагов следует добиваться безусловного соблюдения новичком маршрутной дисциплины, серьезного отношения к страховке, высокой требовательности к себе и справедливости к товарищам.
Порядок и безопасность должны быть гарантированы строгим единоначалием, поддерживаемым единой волей коллектива, добровольным подчинением авторитету избранного группой руководителя.

Тактика движения на пешем маршруте.

Обычно движутся люди не в шеренгу, а в колонну. При пешей заброске вес рюкзака у мужчины – около 42 км, у девушек 25-30 кг. При передвижении по азимуту через все овраги и поваленные деревья необходимо с этим рюкзаком перелезать. В тайге пропиленных троп нет, и деревья могут лежать в 2-3 этажа. Тактика пешеходного перехода заключается в том, чтобы максимально дольше идти по дороге или тропе. Если вы теряете тропу – а это случается сплошь и рядом – лучше всего всей группой остановиться и сделать нормальную разведку и найти ее. Потому что если вы пойдете без тропы, то вы можете потерять время, силы и здоровье, потому что свалиться с бревна и напороться на сук – проще простого. Или вылезти по азимуту и упереться в осыпной склон, которую вы будете обходить полдня, вместо того, чтобы потерять полчаса на разведку и найти дорогу.

Тактика пешего перехода стандартная: какое-то время группа идет, после чего отдыхает. В среднем, пока есть силы в начале дня, переход длится 20-30 минут и зависимости от условий и веса груза; последующий отдых обычно около 5-10 минут.

Как распределять людей по колонне. Надо руководствоваться теми же принципами, что и в тактике движения походной колонны на судах: самые опытные люди идут впереди и в конце. Иногда получается, что собирается группа девушек, которым кажется, что у них легкие рюкзаки, и они убегают вперед от основной группы. А мужчины с рюкзаками под 50 кг, высунув языки, пытаются их догнать. И хорошо, если девушки свернут в нужную сторону и не попытаются погладить какого-нибудь медвежонка или лосенка. Поэтому не стоит неопытных людей пускать вперед.

Вперед должен идти человек, который знает маршрут, умеет ориентироваться и понимает, что у него за спиной идут люди, которым может быть тяжелее, чем ему. И он должен соизмерять свои силы с силами группы и выбирать наиболее оптимальный – то есть наиболее легкий! – вариант передвижения для всей группы. Понятно, что скорость движения группы зависит от скорости движения последнего человека – пока он не пришел, группа считается на маршруте. В середине должны идти самые слабые люди в группе. Они все равно будут отставать, поэтому за ними должен идти тоже сильный и опытный человек, который хорошо знает маршрут. И, в крайнем случае, если что-то произошло, он сможет догнать группу, чтобы привести помощь, и просто чтобы оказывать моральную поддержку самым слабым участникам.

Очень важно распределение усилий. Когда человек идет, ему тяжело. Важно не терять дыхание. Больше всего усилий и дыхания теряют при съеме и надевании рюкзаков. К этому процессу надо подходить очень аккуратно. Если поднимать тяжелый рюкзак с земли, то вы сразу теряете кучу сил. Необходимо предусмотреть подпорку для рюкзака (сначала поставить его на поваленное дерево, пень, камень…) или попросить других участников группы о помощи, чтобы закинуть рюкзак на спину. Важно не сбить дыхание и не потратить лишние усилия перед самой пешей частью.

Важно не играть в «последний вагончик». Это ситуация, когда самый слабый участник, запыхавшись, доходит до привала, и вся группа радостно вскакивает, мол, «вот он пришел – можно идти дальше» – они-то уже отдохнули. И ему с каждым разом тяжелее их догонять. Такую игру лучше не устраивать, потому что «последний вагончик» начинает звереть, бежит за группой и меньше обращает внимание на окружающую среду, что может привести к травматизму.

Основные препятствия и способы их преодоления.

 Завалы и отдельные деревья поперек тропы.

Лучше всего их обходить. Не рекомендуется вставать на завал в полный рост и спрыгивать с другой стороны. Можно сделать переползание со страховкой – первый, кто преодолел дерево, встает и помогает остальным. Когда перелезаете через дерево, нужно найти, на что опереться. Необходимо встать боком к бревну и наклониться вперед, опираясь при этом на палку или весло, и осторожно перелезать через дерево.

 Кедровый и березовый стланик.

Обычно в тайге это переплетенные между собой карликовые деревья, которые растут сплошником. Высотой они иногда доходят до 1,5 – 2 метров. Они очень любят делать переплетения около земли, получается своеобразная паутина из корней и ветвей. И если вы будете напрямик ломиться через стланик, то скорость передвижения будет около 2 метров в час. И вероятность сломать ногу выше 50%. Очень часто приходится через стланик прорубать тропу. Хороший темп передвижения по стланику с прорубанием тропы через него (причем это если тропа уже обозначена, просто успела зарасти после предыдущей группы) – 1,5 – 2 км в день. Сначала идут люди с пилой и топором, которые убирают наиболее толстые ветки. Приходится практически делать себе дорогу. Если есть возможность, лучше сделать разведку и обойти стланик вообще, что повысит безопасность вашего пути.

 Болота.

«Главное, не утонуть» (с). Обычно в водном походе народ в какие-то суровые болота не залезает, обычно это болота, которые вверху на перевале. Как правило, они не выше колена. Гораздо труднее идти по моховым болотам, по которым очень сложно передвигаться. Если есть тропа, нужно идти по ней, если нет – просто выбирать наиболее сухие места.

Главное, внимательно относится к своей обуви. Сохранить ботинки сухими обычно не представляется возможности. Часто с собой есть обувь для сплава, и некоторые люди на болотах и бродах переобуваются. Но все равно человек будет мокрым по колено, если не выше. Поэтому важны хорошие трекинговые ботинки, которые при намокании не будут разваливаться.

Нет смысла переобуваться перед каждым бродом или болотом. Лучше всего промокшие ботинки сушить на себе. Для этого необходимо после прохода по воде вылить воду из ботинок, отжать носки, после чего идти дальше. Носки будут забирать воду у ботинок, становиться влажными и так их необходимо отжимать несколько раз. В конечном итоге и ботинки, и носки останутся влажными, но не мокрыми. А уже на привале можно надеть сухие носки и сухие сплавные кеды, и отдохнуть. Кстати, в мокрых ботинках меньше шансов натереть ногу, и они будут разнашиваться под вашу стопу. Имеет смысл вечером посушить стельки и носки, и при неблагоприятной погоде просто погреть их около костра перед пешкой.

 Броды.

Если брод – это ручеек, который можно переступить или просто вода ниже колена, то тут нет никаких проблем. Используете какую-нибудь точку опоры – весло или палку – выбираете наиболее мелкие места без сильного течения, и переходите. При переправе весло необходимо упирать в дно рукояткой, и ставить его нужно выше по течению. В противном случае весло мало вам поможет, а при плохом раскладе вы можете его вообще сломать.

Если у вас начинается брод от колена и выше, то начинаются проблемы. Во-первых, нужно выбирать место брода. Если река разбивается на рукава, то легче перейти через несколько более мелких рукавов, чем дойти до их слияния и получить брод по грудь, который только переплыть можно. Во-вторых, если вы переходите речку, на которой есть пороги или шиверы, надо смотреть, где меньше скорость течения, чтобы не сбило с ног, и меньшая глубина. Если вы видели горную речку, то знаете, что за камнями обычно бывает улово – относительно спокойный участок воды. Можно двигаться от камня к камню. Не обязательно двигаться через реку напрямую – можно выбрать любую траекторию движения, которая будет максимально комфортна и безопасна.

Если у вас есть выбор между тем, пройти по неглубокому месту с высокой скоростью течения, или по месту с меньшей скоростью течения, но чуть глубже, рекомендуется все же выбрать участок с меньшей скоростью течения. Потому что велика вероятность, что хорошее течение вас просто собьет с ног. А если вас сбивает с ног, а на вас висит рюкзак, то это становится большой проблемой.

При достаточно серьезных бродах есть разные варианты перехода:

  1. Можно организовать переправу из бревен. Проблема в том, что бревна не всегда есть и не всегда ширина реки позволяет организовать такую переправу;
  2. Переправа из веревок. Тут свои сложности – необходимо иметь веревки необходимой длины, с ними нужно уметь работать, навешивать переправу достаточно долго, и сама по себе веревочная переправа не безопасна, особенно при неблагоприятных погодных условиях;
  3. Можно собрать катамаран и переправиться на нем. Особенно это актуально в паводок, когда пешком в реки просто лучше не соваться;
  4. Перейти реку вброд вдвоем или втроем, поддерживая друг друга. Но давление на человека, который оказался вверху по течению, несравнимо больше, чем на всех остальных;
  5. «Таджикская стенка» – кольцо из людей, которые, двигаясь по кругу и медленно продвигаясь вперед, постепенно пересекают реку. За счет того, что люби постоянно меняются местами, давление воды на них распределяется равномерно;
  6. Есть вариант, когда люди встают в русле реки и образуют своеобразную загородку, а за ними проходят остальные участники группы.

Выбор способа переправы, конечно, зависит от брода. Чаще всего девушки переходят реку с кем-нибудь в паре, чтобы их могли подстраховать, а мужчинам удобно ходить одним.

Подробнее о переправах смотрите в методических рекомендациях «Переправы вброд через водные преграды», разработанных В.Ф. Шимановским.

 Крутые травяные склоны.

Они встречаются достаточно часто. Нужно стремиться идти по тропам или каменистым участкам таких склонов, т.к. трава может быть сырой и поскользнуться на ней очень легко. Можно делать опору на весло или палки, ставя их выше по склону. Ногу следует стремиться ставить не на мысок, а всей стопой, чтобы было наибольшее сцепление с поверхностью, и использовать ранты ботинок для большей устойчивости. И важно стараться идти не прямо по склону, а зигзагами, повернув голову на склон. Следует использовать рельеф склона – например, камни – чтобы передохнуть, и по возможности избегать крутых участков склона над обрывами.

 Осыпи, снежники, скалы.

Снежники и скалы на пути у водных туристов встречаются не очень часто, зато осыпи («сыпухи») – постоянно. Скорость передвижения по осыпям очень маленькая. И лучше планировать передвижение по ним на первую половину дня, когда еще много сил. Осыпи могут быть различных видов (мелкая, средняя, крупная, комбинированная). Есть и второе деление – на живую и слежавшуюся осыпь. Наиболее безопасны для передвижения крупные или мелкие слежавшиеся осыпи. Живая осыпь – самая неприятная, там максимальная вероятность камнепада.

По осыпному склону идти следует или очень плотной группой, или наоборот – очень разряженной. Можно разбиться на небольшие компактные группы (3-4 человека), в каждой из которых должен быть опытный участник. Важно не идти одному участнику под другим, и не слишком растягиваться на склоне.

Ступать необходимо плавно и на полную ступню. Ставить ногу следует сильно вперед и чуть двигать эту мелкую сыпуху, образуя бугорок, на который можно опереться – таким образом осыпь утрамбовывается под ногой плавным нагружением. Необходимо стараться сдержать камни и не дать им набрать скорость. В случае же сдвинутого камня или камнепада необходимо сигнализировать всей группе.

Стоит опасаться камнепадов и очень осторожно ходить по осыпным склонам. У водников есть отягчающее обстоятельство – рюкзак, с которым особо не поскачешь, особенно по живой осыпи. Важно иметь в руках дополнительную точку опоры (весло, трекинговые палки и т.д.), и всегда смотреть, куда вы ставите ногу и насколько это место устойчиво.

Ваш отзыв